Дата основания Академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК – 26 декабря 1945 года.
Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н.Некрасова, в следующем — 2015 году, будет праздновать 70-летие со дня своего основания. Ровесник Великой Победы, этот оркестр создавался в то время, когда в стране царили разруха и хаос, оставленные войной, когда советские люди, голодные и измученные, потерявшие своих родных и близких, начинали строить новую жизнь. В этих тяжелых условиях, советское правительство понимало, что народу необходимо помогать не только «хлебом насущным», но и сохранить в нём стойкость духа, волю к победе над трудностями и невзгодами, придать уверенность в завтрашнем дне. Огромную роль в то время играло радио, которое, наряду с газетами, было мощнейшим источником информации. Радиоточки были установлены во многих квартирах, на улицах, и многие помнят голос Левитана, услышав который, все сбегались к приемникам и с жадностью ловили каждое слово.
В декабре 1945 года, группа музыкантов-фронтовиков во главе с Петром Ивановичем Алексеевым, талантливым дирижером и организатором, получила задание — в целях пропаганды русской народной музыкальной культуры, а так же поддержания у советских людей патриотического духа, создать коллектив, основной деятельностью которого, являлась бы работа в радиоэфире. С этого момента (официально — с 26 декабря 1945 года) и началась история оркестра русских народных инструментов Радиокомитета СССР, ныне — Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании, оркестра который носит имя замечательного музыканта и выдающегося дирижера Николая Некрасова.
Петр Иванович Алексеев, опытный музыкант, уже являлся к тому времени одним из организаторов и первым худруком другого оркестра, известного сегодня, как Национальный Академический оркестр русских народных инструментов им.Н.П.Осипова. Он хорошо понимал, что оркестр Радио — это нечто иное, отличное от остальных оркестров подобного рода, его будут слышать миллионы людей по всей необъятной Родине. Звучание его, должно было стать не только своеобразным эталоном для всех оркестров, работающих в этом жанре, но и определять художественный уровень музыкального радиовещания как в стране, так и за её пределами.
Через некоторое время, оркестр уже показал себя, как коллектив с большим творческим потенциалом. Были подготовлены самые разнобразные программы, в том числе, с участием хора русской песни Радио и оперного хора. Постепенно расширялся репертуар, в него, помимо обработок русских народных песен, постепенно стали включаться и переложения русской и зарубежной классики, музыка современных композиторов. В адрес редакции Всесоюзного радио приходило множество писем, в которых выражались признательность и благодарность за русское искусство, которое пропагандировал оркестр.
Мастерство коллектива отшлифовывалось многочасовой студийной работой — до десяти передач в прямой трансляции в месяц, то есть, практически через каждые три дня. Постоянная работа у микрофона — вот залог того уникального звучания, которым и сейчас отличается Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК. Но дело, конечно же, не только в этом. С оркестром всегда работали выдающиеся музыканты: дирижеры, певцы, инструменталисты — являвшие собой гордость отечественого музыкального искусства.
С 1951 по 1956 гг. оркестром руководил Виктор Сергеевич Смирнов — талантливый и разносторонний музыкант, который все свои усилия направил на привлечение к сотрудничеству таких мастеров, как А.Гаук, Н.Аносов, Г.Рождественский, Г.Столяров, М.Жуков, Г.Дониях, Д.Осипов, И.Гуляев, С.Колобков и многие другие. Каждый из них подготовил и провел несколько программ в прямом эфире. В оркестр Радио стали приносить свои сочинения профессиональные композиторы: С.Василенко, В.Шебалин, Г.Фрид, П.Куликов, а в последствии — Ю.Шишаков, А.Пахмутова, А.Холминов, Н.Пейко и многие другие.
С 1957 по 1959 гг. Художественным руководителем коллектива являлся Николай Сергеевич Речменский — известный в то время композитор и собиратель народных песен. По сути, он не был главным дирижером — с оркестром в течение двух лет работали несколько дирижеров: Георгий Даниях — худрук оркестра русских народных инструментов им.В.Андреева из Ленинграда, Иван Гуляев — руководитель Новосибирского оркестра русских народных инструментов, входящего в то время (так же как и оркестр им.В.Андреева), в систему Всесоюзного радио, а так же, Дмитрий Осипов, являвшийся на тот момент, руководителем Государственного оркестра русских народных инструментов, который с 1946 года стал носить имя его брата — Н.Осипова.
В 1959 году Н.С.Речменский предоставил возможность подготовить и записать программу на Радио, в качестве дирижера, молодому артисту оркестра — Владимиру Ивановичу Федосееву, который сразу проявил себя чутким и талантливым дирижером. В этом же году, В.И.Федосеев был назначен Художественным руководителем и Главным дирижером оркестра. Особое внимание он стал уделять именно качеству звука, балансу звучания оркестровых групп, и результат был удивительный: все группы оркестра зазвучали очень стройно, слитно, красиво, у оркестра появился свой индивидуальный и неповторимый исполнительский почерк. С приходом В.И.Федосеева началась активная концертная деятельность коллектива, перед оркестром открылись лучшие залы столицы: Большой зал Московской консерватории, Концертный зал им.П.И.Чайковского, Кремлёвский дворец съездов. А Колонный зал Дома Союзов, на многие годы стал излюбленным местом встреч оркестра со своими слушателями.
Активизировалась творческая деятельность и в других направлениях: записи на Радио, которые ежедневно звучали в различных радиопрограммах, съемки на телевидении — Центральное Телевидение сделало несколько записей концертных программ оркестра для телеэфира, транслировавшиеся по Первому каналу и пользующиеся огромной популярностью у многомилионной аудитории телезрителей, гастроли по городам страны и союзных республик. Благодаря начавшимся зарубежным поездкам, оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения узнали и полюбили слушатели Германии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Испании и Португалии.
В.И.Федосеев и его оркестр были всегда очень чуткими аккомпаниаторами, чем привлекали к себе внимание самых известных певцов того времени, таких как И.Скобцов, Д.Гнатюк, В.Норейка, В.Левко, Б.Штоколов, Н.Кондратюк, И.Архипова. С этим коллективом, очень любил петь Сергей Яковлевич Лемешев.
А в 1973 году оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, за большой вклад в развитие музыкальной культуры нашей страны, был удостоен почётного звания «Академический». В этом же 1973 году, В.И.Федосеев принял предложение руководства Всесоюзного радио и Центрального телевидения возглавить Большой симфонический оркестр ВР и ЦТ.
Осенью 1973 года, в оркестр русских народных инструментов Всесоюзного Радио и Центрального телевидения по приглашению В.И.Федосеева, пришел Николай Николаевич Некрасов – талантливый дирижер оркестров знаменитых на весь мир коллективов: Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого и Государственного Академического Ансамбля народного танца СССР под руководством И.Моисеева. С его приходом началась новая и не менее интересная глава в истории нашего коллектива.
Н.Н.Некрасов получил в свои руки сверкающий всеми красками «великолепно отшлифованный бриллиант», именно так отзывался об оркестре широко известный в то время американский музыкальный критик Карл Нидарт. И его крайне непростой задачей нового худрука, было сохранить и приумножить это богатство. Весь свой опыт, силы и знания, маэстро отдал своей работе.
Исполнительский уровень коллектива постоянно растет, в оркестр приходят новые профессиональные музыканты, во многом из числа студентов и выпускников музыкально-педагогического института им.Гнесиных (ныне Российская Академия музыки им.Гнесиных), училища Октябрьской революции (сегодня — колледж им.А.Шнитке), прослушиваться приезжают, в том числе и из разных городов нашей необъятной Родины. Многие мечтали попасть в этот прославленный коллектив, но не каждому это удалось.
Новый художественный руководитель сразу привлек к себе внимание и симпатии взыскательной публики своим обаянием и в тоже время академичностью дирижерского облика, тонкостью и одухотворенностью своих трактовок, эмоциональностью художественного образа. Решающее значение приобретают высокий профессионализм и мастерство музыкантов оркестра. Это позволило с успехом воплощать самые сложные исполнительские намерения дирижера.
Большой популярностью пользовались выступления коллектива в Колонном Зале Дома Союзов, который был в то время одной из площадок Гостелерадио СССР. Великолепная акустика и восхитительной красоты убранство этого зала, а так же участие в них выдающихся мастеров вокала с мировой известностью, делали эти концерты поистине незабываемыми, своего рода «историческими». В них принимали участие настоящие «звёзды»: И.Архипова, Е.Образцова, Т.Синявская, Р.Бобринёва, А.Эйзен, В.Пьявко, Е.Нестеренко, В.Норейка, Л.Сметанников, З.Соткилава, А.Днишев, И.Кобзон. Благодаря трансляции этих концертов на Центральном Телевидении и Радио, каждый такой концерт становился заметным музыкальным событием не только Москвы, но и всей страны.
Виртуозное мастерство, творческий настрой, высокая исполнительская культура, всегда привлекали к нему внимание композиторов, многие сочинения которых начали свою жизнь и стали классикой жанра в оркестре Радио. Н.Н.Некрасов и оркестр дали «путевку в жизнь» и помогли становлению многих композиторов, среди которых: В.Кикта, А.Курченко, Е.Дербенко, В.Беляев, И.Красильников. С благодарностью они позвящали свои произведения их первому исполнителю — Маэстро Н.Н.Некрасову. Таким образом, оркестр пополнял свой репертуар оригинальными сочинениями, написанными ярко, талантливо и профессионально.
Особо хочется подчеркнуть огромную роль музыкантов оркестра, которые своим неустанным трудом пополняли и продолжают пополнять его репертуарный список, делая многочисленные инструментовки, обработки и переложения. Невозможно подсчитать, сколько часов, дней и ночей утомительной работы, сколько душевных сил, здоровья отдано этими бескорыстными тружениками на благо процветания любимого коллектива. Все они, бесспорно, своим трудом заслужили большого почета и уважения: Александр Балашов, Игорь Скосырев, Николай Кузнецов, Виктор Шуяков, Виктор Калинский (концертмейстер оркестра), Андрей Шлячков… Все, что ими сделано составляет большую часть репертуара оркестра и входит в его «золотой репертуарный фонд».
Огромное количество музыки в «Золотой фонд» Всесоюзного Радио записал Н.Н.Некрасов вместе с оркестром — более пятисот музыкальных произведений, около пятидесяти пластинок выпущено фирмой грамзаписи «Мелодия», которые разошлись большими тиражами по всей стране, выпущено более двух десятков дисков, из них одиннадцать — составляют антологию песенного исполнительства И.Д.Кобзона, который оказал ощутимую поддержку оркестру в трудные для всех перестроечные годы, спас его, когда коллектив оказался на грани выживания.
Маэстро Н.Н.Некрасову удалось не только сохранить, но и приумножить славу Академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК, а благодарные почитатели, музыканты, все, кто так или иначе связан с коллективом, стали называть его «некрасовским».
После ухода Маэстро из жизни 21 марта 2012 года, приказом Генерального директора ВГТРК, Олега Борисовича Добродеева, в память о замечательном музыканте, оркестру было присвоено его имя.
Сегодня Академический оркестр русских народных инструментов им.Н.Н.Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании — это творческий союз музыкантов-профессионалов, людей искренне любящих свой коллектив, переживающих за него, и бесконечно преданных общему делу, настоящих энтузиастов. За пульт этого прославленного оркестра встал ученик Маэстро Н.Н.Некрасова, его последователь — Андрей Шлячков, который не только продолжает лучшие традиции, но и находится в постоянном творческом поиске. Руководством ВГТРК так же было принято решение назначить Художественным руководителем оркестра Заместителя директора ГТРК «Культура», директора Дирекции Творческих коллективов и Фестивальных проектов, Петра Алексеевича Земцова, благодаря которому, коллектив впервые за последние 12 лет побывал на гастролях в Польше, Чехии и Словакии, где все концерты проходили при полных залах и огромном энтузиазме слушателей.
Оркестр принимает участие в телевизионном проекте телеканала “Культура” – “Романтика романса”, а также в различных фестивалях, в том числе: Фестивале им.Н.Н.Калинина в Волгограде, «Звезды белых ночей» в Перми, Международный фестиваль современной музыки «Московская осень» в Доме композиторов, «Созвездие мастеров», проводимом РАМ им.Гнесиных, «Музыка России» в РАМ им.Гнесиных который явился одновременно и I международным фестивалем национальных оркестров мира, принял участие в открытии Года Культуры в России Московском Доме художника на Крымском Валу. Мы не только продолжаем сотрудничать с современными композиторами, но и стараемся расширить это сотрудничество — так как считаем, что за ними — будущее народного оркестрового исполнительства.
Кроме этого у оркестра есть несколько абонементов:
- Филармонический абонемент в Большом зале Московской консерватории — цикл субботних концертов для всей семьи
- Филармонический абонемент в Концертном зале «Филармония-2», в Олимпийской деревне
- Общедоступный бесплатный абонемент в 5-ой студии на Малой Никитской, 24 – в здании ГТРК «Культура»
В планах оркестра — создание новых программ, записей передач на Радио, проведение просветительской работы среди детей и молодёжи, запись и выпуск нескольких новых компакт и DVD-дисков, участие в различных фестивалях и благотворительных мероприятиях. Совсем скоро, в декабре 2015 года, Академический оркестр русских народных инструментов будет отмечать круглую дату — 70 лет со дня основания. Коллектив живет, работает и с уверенностью смотрит в будущее. В нем живет память поколений, сохраняются и развиваются лучшие традиции и что особенно сейчас радует — в коллектив приходит талантливая и восприимчивая молодёжь, которой эти традиции предстоит нести дальше.